Остров пасхи загадки истории. Загадки острова Пасхи. Дискуссия продолжается. Каменные торсы для каменных голов


При упоминании этого острова обычно возникает ассоциация с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. Однако на небольшом клочке суши посреди безбрежного Тихого океана сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк.

Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски загадочной Южной Земли, был, возможно, не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И европейское название острову дал именно Роггевен, чьи корабли причалили к нему 5 апреля 1722 г. Это было Пасхальное воскресенье.

Моряков встретили чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди, у которых были непривычно длинные мочки ушей. В судовом журнале отмечено, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными статуями с.. .>, которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».

Знаменитый капитан Джеймс Кук высадился на острове спустя полвека, в 1774 г., и был поражен не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между статуями-великанами и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — писал он.

По оценкам и Кука, и Роггевена там обитало около 3000 туземцев, называвших свой остров то Мата-ки-те-Раги, что значит «глаза, смотрящие в небо», то Те-Пито-о-те-хенуа, то есть «пуп Земли». Благодаря таитянским мореплавателям остров часто называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), чтобы отличать его от острова Рапа-Ити, лежащего в 650 км к югу от Таити.

В настоящее время это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой и населением менее 5000 человек. Однако раньше на нем росли густые леса и бурлила жизнь, свидетелями которой были гигантские каменные статуи — моаи, как их называли аборигены. Согласно поверьям местных жителей, в моаи заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.

Странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами, они разбросаны по всему острову. Когда-то статуи стояли на пьедесталах, обратившись взорами к центру острова — это видели первые европейцы, посетившие остров. Но потом все истуканы, а их насчитывается 997, оказались лежащими на земле.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в прошлом веке. Последняя реставрация 15 моаи, расположенных между вулканом Рано-Рараку и полуостровом Пойке, была проведена японцами в 1992—1995 годах.

На склонах этого вулкана расположена каменоломня, где древние мастера с помощью базальтовых резцов и тяжелых каменных кирок вырубали моаи из мягкого вулканического туфа. Высота большинства статуй составляет 5—7 м, высота более поздних изваяний достигала 10—12 м. Средняя масса моаи — около 10 т, но есть и гораздо более тяжелые. Карьер полон незавершенными статуями, работа над которыми по неизвестной причине была прервана.

Моаи расположены на массивных постаментах аху вдоль побережья острова на расстоянии 10—15 км от каменоломен. Аху достигали 150 м в длину и 3 м в высоту и состояли из кусков весом до 10 т. Неудивительно, что эти гиганты поразили европейских моряков, а затем и мировую общественность. Каким образом это удавалось делать древним обитателям острова, потомки которых влачили жалкое существование и не производили впечатления богатырей?

Как перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудряясь при этом не повредить их за время пути? Как взгромождали их на аху? Как водружали после этого на их головы каменные «шляпы», весящие от 2 до 10 т? И наконец, как эти скульпторы появились на самом удаленном от суши из населенных островов мира?

Но это далеко не все тайны Рапа-Нуи. В 1770 г. заброшенный клочок земли решили под названием Сан-Карлос присоединить к владениям испанской короны. Когда руководитель испанской экспедиции капитан Фелипе Гонсалес де Аэдо составил акт о присоединении острова и подписал его, вожди местных племен под текстом поставили и свои подписи — тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или рисунки на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?!

Оказывается, существовала. В каждом жилище аборигенов находились деревянные таблички с вырезанными на них знаками. Свою письменность жители Рапа-Нуи называли кохау ронго-ронго. Сейчас в музеях мира находится 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками.

Увы, это все, что осталось после просветительской деятельности христианских миссионеров. И даже самые старые жители острова не могут объяснить смысл хотя бы одного знака, не говоря о том, чтобы прочитать текст.

В 1914—1915 гг. руководитель английской экспедиции на Рапа-Нуи миссис Кэтрин Скорсби Раугледж нашла старика по имени Томеника, который смог написать несколько знаков. Но посвятить чужеземку в тайну ронго-ронго он не захотел, заявив, что предки покарают каждого, кто раскроет пришельцам секрет письма. Едва дневники Кэтрин Раутледж были опубликованы, как она сама внезапно умерла, а материалы экспедиции оказались потерянными...

Через сорок лет после кончины Томеники чилийский ученый Хорхе Сильва Оливарес познакомился с его внуком, Педро Пате, который в наследство от деда получил словарь ронго-ронго. Оливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего языка, но, как пишет он сам, «катушка с пленкой оказалась не то утерянной, не то похищенной. Исчезла и сама тетрадь».

В 1956 г. норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал узнал, что у островитянина Эстебана Атана есть тетрадь со всеми знаками древнего письма и их значением латинскими буквами. Но когда знаменитый путешественник попытался рассмотреть тетрадь, Эстебан сразу же ее спрятал. Вскоре после встречи абориген отплыл в маленькой самодельной лодке на Таити, и больше ни о нем, ни о тетради никто не слышал.

Ученые многих стран пытались расшифровать таинственные знаки, но это у них не получилось до сих пор. Однако обнаружилось сходство письменности острова Пасхи с иероглификой Древнего Египта, древнекитайским рисуночным письмом и письменами Мохенджо-Ааро и Хараппы.

Еще одна загадка острова связана с... его регулярным исчезновением. Только в XX в. документально зафиксировано несколько удивительных случаев, когда он довольно ловко «прятался» от мореплавателей. Так, в августе 1908 г. чилийский пароход «Глория» после длительного рейса собрался пополнить там запас пресной воды. Но когда пароход вышел в отмеченную штурманом точку, никакого острова там не оказалось!

Расчет показывал, что пароход прошел прямо сквозь остров и теперь удалялся от него. Капитан приказал повернуть назад, но вычисления показали, что «Глория» находится прямо в центре острова!

Через 20 лет туристский лайнер должен был пройти в нескольких милях от острова Пасхи, но его нигде не было видно даже в самый мощный бинокль. Капитан тут же передал в Чили сенсационную радиограмму. Чилийские власти отреагировали быстро: канонерская лодка вышла из порта Вальпараисо к загадочному месту, но остров снова был на своем обычном месте.

В годы Второй мировой войны две немецкие субмарины направлялись к острову Пасхи, где их поджидал танкер-заправщик. Но на месте встречи ни танкера, ни острова не оказалось. Несколько часов лодки бороздили океан в бесплодных поисках Наконец командир одной из субмарин решил нарушить режим радиомолчания и вышел на связь с заправщиком. Встретились они лишь в 200 милях от острова Пасхи, а вторая подлодка бесследно исчезла...

Многие исследователи предполагали, что местное население происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и, конечно, из Атлантиды. Хейердал выдвинул гипотезу, что остров был заселен переселенцами из Древнего Перу. Действительно, каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространенный в Перу. А перуанские легенды говорили о битве инков с народом северных белых богов.

После поражения в битве их вождь Кон-Тики увел свой народ на запад через океан. На острове же ходят легенды о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа (возможно, это был десятый Сапа Инка Тупак Юпанки). По словам испанского путешественника и ученого XVI в. Педро Сармьенто де Гамбоа, в ту эпоху у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они могли достичь острова Пасхи.

Воспользовавшись фольклорными описаниями, Хейердал построил из 9 бальсовых бревен плот «Кон-Тики» и доказал, что преодолеть расстояние между Южной Америкой и Полинезией в давние времена было возможно. Тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не убедила ученый мир. Генетический анализ указывает скорее на его полинезийское происхождение, да и рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских. Спорят ученые и по поводу даты заселения, называя время от 400 до 1200 года.

Возможная история острова Пасхи (согласно позднейшим реконструкциям) выглядит так.

Первые поселенцы возводили статуи небольших размеров, без «шляп» из камня на голове, сооружали церемониальные постройки и устраивали празднества в честь бога Маке-Маке. Затем на остров приплыли чужаки. Из-за искусственно удлиненных ушей их прозвали ханау-ээпе — «длинноухие» (Хейердал утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиеся на острове около 475 г., а аборигены являются полинезийцами).

Поселившись на полуострове Пойке, они поначалу жили мирно, отличаясь своеобразной культурой, наличием письменности и других умений. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, пришельцы женились на представительницах коренного племени, которых стали называть ханау-момоко — «короткоухие». Постепенно ханау-ээпе заселили всю восточную часть острова, а затем и подчинили ханау-момоко, чем вызвали ненависть со стороны последних.

С этого времени начинается строительство каменных гигантов с грубыми лицами, далеких от прежней реалистической манеры. Платформы-аху сооружаются с меньшей тщательностью, но зато теперь на них водружают статуи, спиной обращенные к морю. Возможно, к побережью их перевозили на деревянных салазках, смазанных рыбьим жиром. В те времена пальмами была покрыта большая часть острова, так что с деревянными катками проблем не было.

Но местные жители, к которым Тур Хейердал обращался с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. Хейердал и другие энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных истуканов в вертикальном положении.

Например, с помощью канатов моаи наклоняли, опирая на один из углов основания, и поворачивали вокруг этой оси с помощью деревянных рычагов. При этом группы такелажников с помощью канатов удерживали глыбу от чрезмерного наклона.

Со стороны действительно казалось, что моаи сами движутся по мощеным дорогам, которые действительно проложены на острове. Проблема в том, что рельеф вулканического острова буквально изрезан, и как передвигать многотонных гигантов вверх и вниз по окружающим Рано Рараку холмам, непонятно.

Как бы там ни было, моаи создавались, перемещались и водружались на постаменты ханау-момоко под руководством ханау-ээпе. Такие каторжные работы не могли обходиться без жертв, а население острова даже в лучшие времена, по мнению ученых, не превышало 10—15 тыс. человек. К тому же на Рапа-Нуи практиковался каннибализм.

Рапануйцы были воинственным народом, что подтверждается многочисленными столкновениями между местными жителями, описанными в легендах. И побежденные нередко становились главным блюдом во время празднования победы. С учетом доминирования длинноухих, нетрудно сообразить, чья участь была горше. И короткоухие в конце концов взбунтовалась.

Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной 2 км. Чтобы противник не смог преодолеть преграду, они вырубили окружающие пальмы и свалили их в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врагов с тыла и сбросили их самих в горящий ров.

Все ханау-ээпе были истреблены. Символы их могущества — моаи — сбрасывали с пьедесталов, работы в каменоломнях прекратились. Это эпохальное для острова событие произошло, вероятно, как раз вскоре после открытия острова европейцами, ибо в конце XVIII в. стоящих на постаментах истуканов моряки уже не видели.

Однако к тому времени деградация общины стала необратимой. Большинство лесов было уничтожено. С их исчезновением люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Впрочем, с последним довольно успешно боролись миссионеры, обращая туземцев в христианство. Но в 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего короля. Они же уничтожили часть статуй, после чего с острова бежали и многие аборигены, и жившие там миссионеры.

А завезенные пиратами болезни — оспа, туберкулез, проказа — сократили численность и так небольшого населения острова до сотни человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей уникальной цивилизации, которую местные жители помещали в центре мира.

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Почему столько загадок связано с островом Пасхи? С маленьким островом, который затерялся в Тихом океане, до которого плыть - не доплыть. С островом, когда-то населенным аборигенами-дикарями, не чуждым в определенный исторический период каннибализма? Может быть благодаря своему названию, которое он получил в 1722 году, в Пасхальное воскресенье, когда был открыт для европейцев голландским мореплавателем Роггевеном? Или виной этому гигантские статуи, смотрящие вглубь острова каменными взглядом? Как знать... Но разгадывают загадки его по сей день, и много их еще осталось, есть над чем голову ломать….

Настоящее имя острова - Рапа Нуи . Теперь он входит в состав Республики Чили и его площадь составляет 165 кв.км. Находится он в Юго-Восточной части Тихого океана и отдален от ближайшего берега Южной Америки на 3590 км. На острове имеется всего один населенный пункт, который и является его столицей - это Анга-Роа. Есть небольшой порт и аэродром, куда прилетают авиалайнеры из Чили. Также есть полоса специально подготовленная NASA для возможной аварийной посадки Шаттлов. Население сегодня составляет около 6000 человек. Остров Пасхи включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рапа Нуи имеет вулканическое происхождение и форму прямоугольного треугольника, обращенного своей гипотенузой на Юго-Запад. В каждом углу этого треугольника возвышается кратер от потухшего вулкана, заполненный водой. Кратер Теревак - самый высокий из них. На острове нет деревьев. Но когда-то они были и образовывали целые леса. Возможные причины исчезновения лесов разные - это и, как сейчас принято говорить, "неэффективная хозяйственная деятельность", так и длительная засуха. Исчезли деревья и, как следствие обеднела почва, что повлекло за собой значительное сокращение населения. Более плодородные почвы находятся на внутренней части кратеров, где растет тростник, и на севере острова, где выращивают батат и ямс. Дождевая вода быстро уходит под землю, образуя подземные реки, уносящие ее в океан. Источником пресной воды являются озера в кратерах вулканов, водохранилища и колодцы.

Базальт, риолит, обсидиан, трахит - основные горные породы, а отвесные скалы в бухте Ханга-Хоону состоят из красного цвета лавы. Самый теплый месяц в году - январь, самый холодный - август. Климат тропический, теплый, но не жаркий. Это обусловлено близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием земель между островом Пасхи и Антарктидой.

Предположительно, остров был впервые обнаружен европейцами в 1687 году, когда, берега "таинственной земли" наблюдали с корабля английского капера Эдварда Дэвиса. Это событие описал, находившийся на борту, лекарь Лионель Вафер. Но координаты были записаны не точно, команда не высаживалась на берег, судно из-за того, что его преследовали испанцы, прошло мимо. Поэтому официально считается, что остров был открыт в 1722 году, голландским мореплавателем Якобом Роггевеном. Так как это произошло в Пасхальное воскресение, 5 апреля, то отсюда появилось и название - остров Пасхи . Роггевен подробно описал жителей острова, сильное впечатление на него произвели огромные статуи, обнаруженные на побережье. Местные жители крайне воинственно отреагировали на прибытие чужаков, произошла стычка, в ходе которой было убито девять рапануйцев.

Следуещее упоминание о Рапануи датируется 1774 годом. В этом году на остров прибыл испанский корабль под командованием капитана Фелипе Гонсалеса де Аедо. Испанская колониальная администрация, находящаяся в Перу, намеревалась включить эти земли в состав Южно-Американских колоний. Видимо не найдя на острове ничего примечательного, особенно так горячо любимого конкистадорами золота, испанцы вскоре о Рапа Нуи забыли и более никогда прав на него не предъявляли. Но не забыли о нем путешественники и мореплаватели. В разное время на острове побывали: Джеймс Кук (12 марта 1774), Жан Франсуа Лаперуз (1787), Юрий Федорович Лисянский на шлюпе "Нева" (1804), Отто Евстафьевич Коцебу на бриге "Рюрик" (1816).

1862 год один из самых трагических в истории острова. В бухте Анга-Роа высадились работорговцы из Перу. Около 1500 рапануйцев были захвачены и проданы в рабство, в том числе и все те кто умел читать кохау ронгоронго. Кохау ронгоронго - это деревянные таблички с письменами на языке местных жителей. Только вмешательство правительства Франции и епископа Таити Флоренти Этьен Жоссану, обратившихся к правительству Перу, позволило вернуть домой 15 оставшихся в живых островитян. Они завезли оспу, в результате зпидемии к 1877 году население сократилось до 111 человек. Не осталось ни одного человека, владевшего письмом и умевшего читать ронгоронго. Письменность жителей острова Пасхи до сих пор не разгадана. Среди лингвистов нет единого мнения даже в определении ее типа, не говоря о чтении табличек.

Серьезные научные исследования на острове стали проводиться только в XX веке. Особый след в изучении культуры и истории Рапа Нуи оставил норвежский ученый Тур Хейердал. Прежде всего речь шла о том когда и откуда появилось население. Для того, чтобы ответить на эти вопросы в 1955 -1956 году была организованна экспедиция. Был проведен ряд археологических раскопок, а также с помощью местных жителей выполнен натурный эксперимент по высечению из скалы и перемещению на побережье статуи моаи. После работы экспедиции было опубликовано большое количество научных материалов, которые дали ответы на некоторые вопросы, связанные с островом. Основываясь на данных раскопок и радиоуглеродного анализа, Хейердал высказал гипотезу о том, что первые жители прибыли на Рапа Нуи в VI веке из древнего Перу, а поселенцы с островов Полинезии появились гораздо позже. В пользу этой теории говорит и тот факт, что каменные статуи на острове весьма похожи на статуэтки, найденные в Андах, а также некоторую внешнюю схожесть письма рапануйцев с письменностью индейцев куна. Существуют и другие теории заселения острова, в частности меланезийская и полинезийская. Каждая теория основывается на определенных исторических и научных фактах и имеет в научной среде, как последователей, так и противников. Вообщем это очередная тайна острова Пасхи , которую еще предстоит разгадать.

Конечно же исследованиями занимался не только Тур Хейердал. Ученые из России, Британии, Франции, Бельгии, США - Раутледж, Лавашери, Метро, Энглерт, Шапиро, Бутинов - изучали не только историю, быт, культуру, но и пытались разгадать главную загадку - статуи Моаи. Что представляют из себя эти статуи? Это голова и часть торса до пояса, высеченные из цельного куска скалы. Все они смотрят вглубь острова. Некоторые остались незаконченными и «пребывают» в каменоломнях с незапамятных времен. То, что статуи острова Пасхи это часть какого-то культа, предмет для поклонения - не вызывает никаго сомнения. Но как они попали на побережье, ведь изготавливали их в глубине острова, в каменоломнях. Существует легенда о том, что они передвигались самостоятельно. У жителей Рапа Нуи даже есть для этого слово, которое буквально переводится «двигаться медленно», определяющее движение Моаи. Моаи - громадны. Высота их от 4 до 20 метров, вес - от 20 до 90 тон. Нескорые имеют на голове красную шапку. Существует несколько версий о том, как они доставлялись на побережье. По первой версии - использовали деревянные салазки, по второй - круглые камни, которые подкладывали под статуи.

Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведется на двух языках: рапануйском и испанском.Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь.

Теперь остров Пасхи - это еще и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодежь отправляется на Большую землю.

Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, — это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » — «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» — предполагаемого внушительного материка — они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием — «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?