Площадь треугольника с помощью интеграла. Определенный интеграл. Как вычислить площадь фигуры. В данном случае

В предыдущем разделе, посвященном разбору геометрического смысла определенного интеграла, мы получили ряд формул для вычисления площади криволинейной трапеции:

Yandex.RTB R-A-339285-1

S (G) = ∫ a b f (x) d x для непрерывной и неотрицательной функции y = f (x) на отрезке [ a ; b ] ,

S (G) = - ∫ a b f (x) d x для непрерывной и неположительной функции y = f (x) на отрезке [ a ; b ] .

Эти формулы применимы для решения относительно простых задач. На деле же нам чаще придется работать с более сложными фигурами. В связи с этим, данный раздел мы посвятим разбору алгоритмов вычисления площади фигур, которые ограничены функциями в явном виде, т.е. как y = f (x) или x = g (y) .

Теорема

Пусть функции y = f 1 (x) и y = f 2 (x) определены и непрерывны на отрезке [ a ; b ] , причем f 1 (x) ≤ f 2 (x) для любого значения x из [ a ; b ] . Тогда формула для вычисления площади фигуры G , ограниченной линиями x = a , x = b , y = f 1 (x) и y = f 2 (x) будет иметь вид S (G) = ∫ a b f 2 (x) - f 1 (x) d x .

Похожая формула будет применима для площади фигуры, ограниченной линиями y = c , y = d , x = g 1 (y) и x = g 2 (y) : S (G) = ∫ c d (g 2 (y) - g 1 (y) d y .

Доказательство

Разберем три случая, для которых формула будет справедлива.

В первом случае, учитывая свойство аддитивности площади, сумма площадей исходной фигуры G и криволинейной трапеции G 1 равна площади фигуры G 2 . Это значит, что

Поэтому, S (G) = S (G 2) - S (G 1) = ∫ a b f 2 (x) d x - ∫ a b f 1 (x) d x = ∫ a b (f 2 (x) - f 1 (x)) d x .

Выполнить последний переход мы можем с использованием третьего свойства определенного интеграла.

Во втором случае справедливо равенство: S (G) = S (G 2) + S (G 1) = ∫ a b f 2 (x) d x + - ∫ a b f 1 (x) d x = ∫ a b (f 2 (x) - f 1 (x)) d x

Графическая иллюстрация будет иметь вид:

Если обе функции неположительные, получаем: S (G) = S (G 2) - S (G 1) = - ∫ a b f 2 (x) d x - - ∫ a b f 1 (x) d x = ∫ a b (f 2 (x) - f 1 (x)) d x . Графическая иллюстрация будет иметь вид:

Перейдем к рассмотрению общего случая, когда y = f 1 (x) и y = f 2 (x) пересекают ось O x .

Точки пересечения мы обозначим как x i , i = 1 , 2 , . . . , n - 1 . Эти точки разбивают отрезок [ a ; b ] на n частей x i - 1 ; x i , i = 1 , 2 , . . . , n , где α = x 0 < x 1 < x 2 < . . . < x n - 1 < x n = b . Фигуру G можно представить объединением фигур G i , i = 1 , 2 , . . . , n . Очевидно, что на своем интервале G i попадает под один из трех рассмотренных ранее случаев, поэтому их площади находятся как S (G i) = ∫ x i - 1 x i (f 2 (x) - f 1 (x)) d x , i = 1 , 2 , . . . , n

Следовательно,

S (G) = ∑ i = 1 n S (G i) = ∑ i = 1 n ∫ x i x i f 2 (x) - f 1 (x)) d x = = ∫ x 0 x n (f 2 (x) - f (x)) d x = ∫ a b f 2 (x) - f 1 (x) d x

Последний переход мы можем осуществить с использованием пятого свойства определенного интеграла.

Проиллюстрируем на графике общий случай.

Формулу S (G) = ∫ a b f 2 (x) - f 1 (x) d x можно считать доказанной.

А теперь перейдем к разбору примеров вычисления площади фигур, которые ограничены линиями y = f (x) и x = g (y) .

Рассмотрение любого из примеров мы будем начинать с построения графика. Изображение позволит нам представлять сложные фигуры как объединения более простых фигур. Если построение графиков и фигур на них вызывает у вас затруднения, можете изучить раздел об основных элементарных функциях, геометрическом преобразовании графиков функций, а также построению графиков во время исследования функции.

Пример 1

Необходимо определить площадь фигуры, которая ограничена параболой y = - x 2 + 6 x - 5 и прямыми линиями y = - 1 3 x - 1 2 , x = 1 , x = 4 .

Решение

Изобразим линии на графике в декартовой системе координат.

На отрезке [ 1 ; 4 ] график параболы y = - x 2 + 6 x - 5 расположен выше прямой y = - 1 3 x - 1 2 . В связи с этим, для получения ответа используем формулу, полученную ранее, а также способ вычисления определенного интеграла по формуле Ньютона-Лейбница:

S (G) = ∫ 1 4 - x 2 + 6 x - 5 - - 1 3 x - 1 2 d x = = ∫ 1 4 - x 2 + 19 3 x - 9 2 d x = - 1 3 x 3 + 19 6 x 2 - 9 2 x 1 4 = = - 1 3 · 4 3 + 19 6 · 4 2 - 9 2 · 4 - - 1 3 · 1 3 + 19 6 · 1 2 - 9 2 · 1 = = - 64 3 + 152 3 - 18 + 1 3 - 19 6 + 9 2 = 13

Ответ: S (G) = 13

Рассмотрим более сложный пример.

Пример 2

Необходимо вычислить площадь фигуры, которая ограничена линиями y = x + 2 , y = x , x = 7 .

Решение

В данном случае мы имеем только одну прямую линию, расположенную параллельно оси абсцисс. Это x = 7 . Это требует от нас найти второй предел интегрирования самостоятельно.

Построим график и нанесем на него линии, данные в условии задачи.

Имея график перед глазами, мы легко можем определить, что нижним пределом интегрирования будет абсцисса точки пересечения графика прямой y = x и полу параболы y = x + 2 . Для нахождения абсциссы используем равенства:

y = x + 2 О Д З: x ≥ - 2 x 2 = x + 2 2 x 2 - x - 2 = 0 D = (- 1) 2 - 4 · 1 · (- 2) = 9 x 1 = 1 + 9 2 = 2 ∈ О Д З x 2 = 1 - 9 2 = - 1 ∉ О Д З

Получается, что абсциссой точки пересечения является x = 2 .

Обращаем ваше внимание на тот факт, что в общем примере на чертеже линии y = x + 2 , y = x пересекаются в точке (2 ; 2) , поэтому такие подробные вычисления могут показаться излишними. Мы привели здесь такое подробное решение только потому, что в более сложных случаях решение может быть не таким очевидным. Это значит, что координаты пересечения линий лучше всегда вычислять аналитически.

На интервале [ 2 ; 7 ] график функции y = x расположен выше графика функции y = x + 2 . Применим формулу для вычисления площади:

S (G) = ∫ 2 7 (x - x + 2) d x = x 2 2 - 2 3 · (x + 2) 3 2 2 7 = = 7 2 2 - 2 3 · (7 + 2) 3 2 - 2 2 2 - 2 3 · 2 + 2 3 2 = = 49 2 - 18 - 2 + 16 3 = 59 6

Ответ: S (G) = 59 6

Пример 3

Необходимо вычислить площадь фигуры, которая ограничена графиками функций y = 1 x и y = - x 2 + 4 x - 2 .

Решение

Нанесем линии на график.

Определимся с пределами интегрирования. Для этого определим координаты точек пересечения линий, приравняв выражения 1 x и - x 2 + 4 x - 2 . При условии, что x не равно нулю, равенство 1 x = - x 2 + 4 x - 2 становится эквивалентным уравнению третьей степени - x 3 + 4 x 2 - 2 x - 1 = 0 с целыми коэффициентами. Освежить в памяти алгоритм по решению таких уравнений мы можете, обратившись к разделу «Решение кубических уравнений».

Корнем этого уравнения является х = 1: - 1 3 + 4 · 1 2 - 2 · 1 - 1 = 0 .

Разделив выражение - x 3 + 4 x 2 - 2 x - 1 на двучлен x - 1 , получаем: - x 3 + 4 x 2 - 2 x - 1 ⇔ - (x - 1) (x 2 - 3 x - 1) = 0

Оставшиеся корни мы можем найти из уравнения x 2 - 3 x - 1 = 0:

x 2 - 3 x - 1 = 0 D = (- 3) 2 - 4 · 1 · (- 1) = 13 x 1 = 3 + 13 2 ≈ 3 . 3 ; x 2 = 3 - 13 2 ≈ - 0 . 3

Мы нашли интервал x ∈ 1 ; 3 + 13 2 , на котором фигура G заключена выше синей и ниже красной линии. Это помогает нам определить площадь фигуры:

S (G) = ∫ 1 3 + 13 2 - x 2 + 4 x - 2 - 1 x d x = - x 3 3 + 2 x 2 - 2 x - ln x 1 3 + 13 2 = = - 3 + 13 2 3 3 + 2 · 3 + 13 2 2 - 2 · 3 + 13 2 - ln 3 + 13 2 - - - 1 3 3 + 2 · 1 2 - 2 · 1 - ln 1 = 7 + 13 3 - ln 3 + 13 2

Ответ: S (G) = 7 + 13 3 - ln 3 + 13 2

Пример 4

Необходимо вычислить площадь фигуры, которая ограничена кривыми y = x 3 , y = - log 2 x + 1 и осью абсцисс.

Решение

Нанесем все линии на график. Мы можем получить график функции y = - log 2 x + 1 из графика y = log 2 x , если расположим его симметрично относительно оси абсцисс и поднимем на одну единицу вверх. Уравнение оси абсцисс у = 0 .

Обозначим точки пересечения линий.

Как видно из рисунка, графики функций y = x 3 и y = 0 пересекаются в точке (0 ; 0) . Так получается потому, что х = 0 является единственным действительным корнем уравнения x 3 = 0 .

x = 2 является единственным корнем уравнения - log 2 x + 1 = 0 , поэтому графики функций y = - log 2 x + 1 и y = 0 пересекаются в точке (2 ; 0) .

x = 1 является единственным корнем уравнения x 3 = - log 2 x + 1 . В связи с этим графики функций y = x 3 и y = - log 2 x + 1 пересекаются в точке (1 ; 1) . Последнее утверждение может быть неочевидным, но уравнение x 3 = - log 2 x + 1 не может иметь более одного корня, так как функция y = x 3 является строго возрастающей, а функция y = - log 2 x + 1 строго убывающей.

Дальнейшее решение предполагает несколько вариантов.

Вариант №1

Фигуру G мы можем представить как сумму двух криволинейных трапеций, расположенных выше оси абсцисс, первая из которых располагается ниже средней линии на отрезке x ∈ 0 ; 1 , а вторая ниже красной линии на отрезке x ∈ 1 ; 2 . Это значит, что площадь будет равна S (G) = ∫ 0 1 x 3 d x + ∫ 1 2 (- log 2 x + 1) d x .

Вариант №2

Фигуру G можно представить как разность двух фигур, первая из которых расположена выше оси абсцисс и ниже синей линии на отрезке x ∈ 0 ; 2 , а вторая между красной и синей линиями на отрезке x ∈ 1 ; 2 . Это позволяет нам найти площадь следующим образом:

S (G) = ∫ 0 2 x 3 d x - ∫ 1 2 x 3 - (- log 2 x + 1) d x

В этом случае для нахождения площади придется использовать формулу вида S (G) = ∫ c d (g 2 (y) - g 1 (y)) d y . Фактически, линии, которые ограничивают фигуру, можно представить в виде функций от аргумента y .

Разрешим уравнения y = x 3 и - log 2 x + 1 относительно x:

y = x 3 ⇒ x = y 3 y = - log 2 x + 1 ⇒ log 2 x = 1 - y ⇒ x = 2 1 - y

Получим искомую площадь:

S (G) = ∫ 0 1 (2 1 - y - y 3) d y = - 2 1 - y ln 2 - y 4 4 0 1 = = - 2 1 - 1 ln 2 - 1 4 4 - - 2 1 - 0 ln 2 - 0 4 4 = - 1 ln 2 - 1 4 + 2 ln 2 = 1 ln 2 - 1 4

Ответ: S (G) = 1 ln 2 - 1 4

Пример 5

Необходимо вычислить площадь фигуры, которая ограничена линиями y = x , y = 2 3 x - 3 , y = - 1 2 x + 4 .

Решение

Красной линией нанесем на график линию, заданную функцией y = x . Синим цветом нанесем линию y = - 1 2 x + 4 , черным цветом обозначим линию y = 2 3 x - 3 .

Отметим точки пересечения.

Найдем точки пересечения графиков функций y = x и y = - 1 2 x + 4:

x = - 1 2 x + 4 О Д З: x ≥ 0 x = - 1 2 x + 4 2 ⇒ x = 1 4 x 2 - 4 x + 16 ⇔ x 2 - 20 x + 64 = 0 D = (- 20) 2 - 4 · 1 · 64 = 144 x 1 = 20 + 144 2 = 16 ; x 2 = 20 - 144 2 = 4 П р о в е р к а: x 1 = 16 = 4 , - 1 2 x 1 + 4 = - 1 2 · 16 + 4 = - 4 ⇒ x 1 = 16 н е я в л я е т с я р е ш е н и е м у р а в н е н и я x 2 = 4 = 2 , - 1 2 x 2 + 4 = - 1 2 · 4 + 4 = 2 ⇒ x 2 = 4 я в л я е т с я р е ш е н и е м у р а в н и н и я ⇒ (4 ; 2) т о ч к а п е р е с е ч е н и я y = x и y = - 1 2 x + 4

Найдем точку пересечения графиков функций y = x и y = 2 3 x - 3:

x = 2 3 x - 3 О Д З: x ≥ 0 x = 2 3 x - 3 2 ⇔ x = 4 9 x 2 - 4 x + 9 ⇔ 4 x 2 - 45 x + 81 = 0 D = (- 45) 2 - 4 · 4 · 81 = 729 x 1 = 45 + 729 8 = 9 , x 2 45 - 729 8 = 9 4 П р о в е р к а: x 1 = 9 = 3 , 2 3 x 1 - 3 = 2 3 · 9 - 3 = 3 ⇒ x 1 = 9 я в л я е т с я р е ш е н и е м у р а в н е н и я ⇒ (9 ; 3) т о ч к а п е р е с е ч а н и я y = x и y = 2 3 x - 3 x 2 = 9 4 = 3 2 , 2 3 x 1 - 3 = 2 3 · 9 4 - 3 = - 3 2 ⇒ x 2 = 9 4 н е я в л я е т с я р е ш е н и е м у р а в н е н и я

Найдем точку пересечения линий y = - 1 2 x + 4 и y = 2 3 x - 3:

1 2 x + 4 = 2 3 x - 3 ⇔ - 3 x + 24 = 4 x - 18 ⇔ 7 x = 42 ⇔ x = 6 - 1 2 · 6 + 4 = 2 3 · 6 - 3 = 1 ⇒ (6 ; 1) т о ч к а п е р е с е ч е н и я y = - 1 2 x + 4 и y = 2 3 x - 3

Способ №1

Представим площадь искомой фигуры как сумму площадей отдельных фигур.

Тогда площадь фигуры равна:

S (G) = ∫ 4 6 x - - 1 2 x + 4 d x + ∫ 6 9 x - 2 3 x - 3 d x = = 2 3 x 3 2 + x 2 4 - 4 x 4 6 + 2 3 x 3 2 - x 2 3 + 3 x 6 9 = = 2 3 · 6 3 2 + 6 2 4 - 4 · 6 - 2 3 · 4 3 2 + 4 2 4 - 4 · 4 + + 2 3 · 9 3 2 - 9 2 3 + 3 · 9 - 2 3 · 6 3 2 - 6 2 3 + 3 · 6 = = - 25 3 + 4 6 + - 4 6 + 12 = 11 3

Способ №2

Площадь исходной фигуры можно представить как сумму двух других фигур.

Тогда решим уравнение линии относительно x , а только после этого применим формулу вычисления площади фигуры.

y = x ⇒ x = y 2 к р а с н а я л и н и я y = 2 3 x - 3 ⇒ x = 3 2 y + 9 2 ч е р н а я л и н и я y = - 1 2 x + 4 ⇒ x = - 2 y + 8 с и н я я л и н и я

Таким образом, площадь равна:

S (G) = ∫ 1 2 3 2 y + 9 2 - - 2 y + 8 d y + ∫ 2 3 3 2 y + 9 2 - y 2 d y = = ∫ 1 2 7 2 y - 7 2 d y + ∫ 2 3 3 2 y + 9 2 - y 2 d y = = 7 4 y 2 - 7 4 y 1 2 + - y 3 3 + 3 y 2 4 + 9 2 y 2 3 = 7 4 · 2 2 - 7 4 · 2 - 7 4 · 1 2 - 7 4 · 1 + + - 3 3 3 + 3 · 3 2 4 + 9 2 · 3 - - 2 3 3 + 3 · 2 2 4 + 9 2 · 2 = = 7 4 + 23 12 = 11 3

Как видите, значения совпадают.

Ответ: S (G) = 11 3

Итоги

Для нахождения площади фигуры, которая ограничена заданными линиями нам необходимо построить линии на плоскости, найти точки их пересечения, применить формулу для нахождения площади. В данном разделе мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся варианты задач.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

  • 5. Бесконечно малые величины (определение). Свойства бесконечно малых величин (одно из них доказать)
  • 6. Бесконечно большые величины (определение). Связь бесконечно больших величин с бесконечно малыми величинами
  • 7. Второй замечательный предел, число е. Понятие о натуральных логарифмах
  • 8. Непрерывность функции в точке и на промежутке. Свойства функций, непрерывных на отрезке. Точки разрыва
  • Тема 3: Производная
  • 9. Производная и ее геометрический смысл. Уравнение касательной к плоской кривой в заданной точке
  • 10. Дифференцируемость функций одной переменной. Связь между дифференцируемостью и непрерывностью функции (доказать теорему)
  • 11. Основные правила дифференцирования функций одной переменной (одно из правил доказать)
  • 12. Формулы производных основных элементарных функций (одну из формул вывести). Производная сложной функции
  • Тема 4. Приложения производной
  • 13. Теорема Ролля и Лагранжа (без доказательства). Геометрическая интерпретация этих теорем
  • Правило Лопиталя
  • 14. Достаточные признаки монотонности функции (один из них доказать)
  • 15. Определение экстремума функции одной переменной. Необходимый признак экстремума (доказать)
  • 16. Достаточные признаки существования экстремума (доказать одну из теорем)
  • 17. Понятие асимптоты графика функции. Горизонтальные, наклонные и вертикальные асимптоты
  • 18. Общая схема исследования функций и построения их графиков
  • Тема 5. Дифференциал функции
  • 19. Дифференциал функции и его геометрический смысл. Инвариантность формы дифференциала первого порядка
  • Тема 6. Функции нескольких переменных
  • 36. Функции нескольких переменных. Частные производные (определение). Экстремум функции нескольких переменных и его необходимые условия
  • 37. Понятие об эмпирических формулах и методе наименьших квадратов. Подбор параметров линейной функции (вывод системы нормальных уравнений)
  • Тема 7. Неопределенный интеграл
  • 20. Понятие первообразной функции. Неопределенный интеграл и его свойства (одно из свойств доказать)
  • Доказательство.
  • 21. Метод замены переменной в неопределенном интеграле и особенности его применения при вычислении определенного интеграла
  • 22. Метод интегрирования по частям для случаев неопределенного и определенного интегралов (вывести формулу)
  • Тема 8. Определенный интеграл
  • 23. Определенный интеграл как предел интегральной суммы. Свойства определенного интеграла
  • Свойства определенного интеграла
  • 24. Теорема о производной определенного интеграла по переменному верхнему пределу. Формула Ньютона-Лейбница
  • 25. Несобственные интегралы с бесконечными пределами интегрирования. Интеграл Пуассона (без доказательства)
  • 26. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла
  • Тема 9. Дифференциальные уравнения
  • 27. Понятие о дифференциальном уравнении. Общее и частное решение. Задача Коши. Задача о построении математической модели демографического процесса
  • 28. Простейшие дифференциальные уравнения 1-го порядка (разрешенные относительно производной, с разделяющимися переменными) и их решение
  • 29. Однородные и линейные дифференциальные уравнения 1-го порядка и их решения
  • Тема 10. Числовые ряды
  • 30. Определение числового ряда. Сходимость числового ряда. Свойства сходящихся рядов
  • 31. Необходимый признак сходимости рядов (доказать). Гармонический ряд и его расходимость (доказать)
  • 32. Признаки сравнения и признак для знакоположительных рядов
  • 33. Признак Даламбера сходимости знакоположительных рядов
  • 34. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница сходимости знакочередующихся рядов
  • 35. Знакопеременные ряды. Абсолютная и условная сходимость рядов
  • 26. Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла

    Определение 1. Криволинейной трапецией , порожденной графиком неотрицательной функцииf на отрезке, называется фигура, ограниченная отрезком
    оси абсцисс, отрезками прямых
    ,
    и графиком функции
    на
    .

    1. Разобьем отрезок
    точками на частичные отрезки.

    2. В каждом отрезке
    (гдеk =1,2,...,n ) выберем произвольную точку .

    3. Вычислим площади прямоугольников, у которых основания есть отрезки
    оси абсцисс, а высоты имеют длины
    . Тогда площадь ступенчатой фигуры, образованной этими прямоугольниками, равна
    .

    Заметим, что чем меньше длины частичных отрезков, тем более ступенчатая фигура по расположению близка к данной криволинейной трапеции. Поэтому естественно дать следующее определение.

    Определение 2. Площадью криволинейной трапеции, порожденной графиком неотрицательной функции f на отрезке
    , называется предел (при стремлении к 0 длин всех частичных отрезков) площадей ступенчатых фигур, если:

    1) этот предел существует и конечен;

    2) не зависит от способа разбиения отрезка
    на частичные отрезки;

    3) не зависит от выбора точек
    .

    Теорема 1. Если функция
    непрерывна и неотрицательна на отрезке
    , то криволинейная трапеция
    F , порожденная графиком функции f на
    , имеет площадь, которая вычисляется по формуле
    .

    С помощью определенного интеграла можно вычислять площади плоских фигур и более сложного вида.

    Если f иg - непрерывные и неотрицательные на отрезке
    функции, причем для всехx из отрезка
    выполняется неравенство
    , то площадь фигурыF ,ограниченной прямыми
    ,
    и графиками функций
    ,
    , вычисляется по формуле
    .

    Замечание. Если отбросить условие неотрицательности функцийf иg , последняя формула остается верной.

    Тема 9. Дифференциальные уравнения

    27. Понятие о дифференциальном уравнении. Общее и частное решение. Задача Коши. Задача о построении математической модели демографического процесса

    Теория дифференциальных уравнений возникла в конце 17 века под влиянием потребностей механики и других естественнонаучных дисциплин, по существу одновременно с интегральным и дифференциальным исчислением.

    Определение 1. n -го порядка называется уравнение вида, в котором
    - неизвестная функция.

    Определение 2. Функция
    называется решениям дифференциального уравнения на промежуткеI , если при подстановке этой функции и ее производных дифференциальное уравнение обращается в тождество.

    Решить дифференциальное уравнение - это найти все его решения.

    Определение 3. График решения дифференциального уравнения называетсяинтегральной кривой дифференциального уравнения.

    Определение 4. Обыкновенным дифференциальным уравнением 1-го порядка называется уравнение вида
    .

    Определение 5. Уравнение вида
    называется дифференциальным уравнением 1-го порядка ,разрешенным относительно производной .

    Как правило, любое дифференциальное уравнение имеет бесконечно много решений. Чтобы выделить из совокупности всех решений какое-либо одно, надо наложить дополнительные условия.

    Определение 6. Условие вида
    , накладываемое на решение дифференциального уравнения 1-го порядка, называетсяначальным условием , илиусловием Коши .

    Геометрически это означает, что соответствующая интегральная кривая проходит через точку
    .

    Определение 7. Общим решением дифференциального уравнения 1-го порядка
    на плоской областиD называется однопараметрическое семейство функций
    , удовлетворяющее условиям:

    1) для любого
    функция
    является решением уравнения;

    2) для каждой точки
    существует такое значение параметра
    , что соответствующая функция
    является решением уравнения, удовлетворяющим начальному условию
    .

    Определение 8. Решение, получаемое из общего решения при некотором значении параметра, называетсячастным решением дифференциального уравнения.

    Определение 9. Особым решением дифференциального уравнения называется всякое решение, которое не может быть получено из общего решения ни при каком значении параметра.

    Решение дифференциальных уравнений - очень сложная задача, и, вообще говоря, чем выше порядок уравнения, тем труднее указать способы решения уравнения. Даже для дифференциальных уравнений первого порядка удается лишь в небольшом числе частных случаев указать приемы нахождения общего решения. Более того, и в этих случаях искомое решение не всегда является элементарной функцией.

    Одна из основных задач теории дифференциальных уравнений, впервые изучавшаяся О. Коши, состоит в отыскании решения дифференциального уравнения, удовлетворяющего заданным начальным условиям.

    Например, всегда ли существует решение дифференциального уравнения
    , удовлетворяющее начальному условию
    , и будет ли оно единственным? Вообще говоря, ответ отрицательный. В самом деле, уравнение
    , правая часть которого непрерывна на всей плоскости, имеет решенияy =0 иy =(x +C ) 3 ,C R . Следовательно, через любую точку оси Ох проходит две интегральные кривые.

    Таким образом, функция должна удовлетворять некоторым требованиям. В следующей теореме содержится один из вариантов достаточных условий для существования и единственности решения дифференциального уравнения
    , удовлетворяющего начальному условию
    .

    Урок по математике для первого курса учреждений среднего профессионального образования

    Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.

    Преподаватель математики С.Б. Баранова

    Образовательные задачи:

      обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по данной теме;

      создать условия контроля (самоконтроля) знаний и умений.

    Развивающие задачи:

      способствовать формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного;

      продолжить развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

    Воспитательные задачи:

      содействовать воспитанию интереса к математике;

      воспитание активности, мобильности, умения общаться.

    Тип урока – комбинированный урок с элементами проблемного обучения.

    Методы и приёмы обучения – проблемный, наглядный, самостоятельная работа студентов, самопроверка.

    Оборудование – приложение к уроку, таблицы.

    План урока

      Организационный момент. Подготовка студентов к работе на занятии.

      Подготовка студентов к активной деятельности (проверка вычислительных навыков и таблиц интегралов по группам).

      Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

      Работа с новым материалом.

      Первичное осмысление и применение изученного материала, его закрепление.

      Домашнее задание.

      Применение знаний.

      Подведение итогов.

      Рефлексия.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Понятие определенного интеграла является одним из основных понятий математики. К концу 17 в. Ньютоном и Лейбницем был создан аппарат дифференциального и интегрального исчисления, который составляет основу математического анализа.

    На предыдущих занятиях мы научились “брать” неопределенные интегралы, вычислять определенные интегралы. Но куда важнее применение определенного интеграла. Мы знаем, что с его помощью можно вычислять площади криволинейных трапеций. Сегодня мы ответим на вопрос: “Как это сделать?”

    2. Подготовка студентов к активной деятельности.

    Но сначала нам необходимо проверить вычислительные навыки и знание таблицы интегралов. Перед вами задание, результатом выполнения которого будет высказывание французского математика С.Д. Пуассона (Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием).

    Задание выполняется парами ().

    3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

    Переходим к теме нашего занятия “Вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”. Кроме умения вычислять определенный интеграл, нам нужно вспомнить свойства площадей. В чем они заключаются?

      Равные фигуры имеют равные площади.

      Если фигура разбита на две части, то её площадь находится как сумма площадей отдельных частей.

    Также нам нужно повторить правило интеграла суммы и формулу Ньютона-Лейбница.

    4. Работа с новым интегралом

    1. Определенный интеграл служит для вычисления площадей криволинейных трапеций. Но на практике чаще встречаются фигуры, которые таковыми не являются и нам необходимо научиться находить площади именно таких фигур.

    Работа по таблице “Основные случаи расположения плоской фигуры и соответствующие формулы площадей” ().

    2. Давай проверим себя.

    Работа с заданием () с последующей проверкой (таблица №3).

    3. Но умения правильно выбирать формулы для площади недостаточно. На следующей таблице () в каждом из заданий есть “внешняя” причина, не позволяющая вычислить площадь фигуры. Найдём их.

    а) не указаны формулы для графиков функций.

    б) нет пределов интегрирования.

    в) не указаны названия графиков и нет одного предела.

    г) не указана формула одного из графиков.

    4. С учетом проделанной работы, сформулируем и запишем алгоритм решения задач на тему урока.

      Построить графики данных линий. Определить искомую фигуру.

      Найти пределы интегрирования.

      Записать площадь искомой фигуры с помощью определенного интеграла.

      Вычислить полученный интеграл.

    5. Первичное осмысление и применение изученного материала, его закрепление.

    1. С учетом алгоритма выполним задание №2 из последней таблицы.

    Рисунок 1

    Решение:

    Для точки А:

    не удовлетворяет условию задания

    Для точки В:

    не удовлетворяет условию задачи.

    Ответ: (кв. ед).

    2. Но при выполнении этого задания алгоритм применялся не полностью. Для его отработки выполним следующее задание

    Задание. Найти площадь фигуры, ограниченной линиями , .

    Рисунок 2

    Решение:

    парабола, вершина (m,n).

    (0;2) – вершина

    Найдём пределы интегрирования.

    Ответ: (кв.ед).

    6. Домашнее задание.

    Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями (задание разобрать).

    7. Применение знаний.

    Самостоятельная работа (Приложение №5))

    8. Подведение итогов.

      научились составлять формулы для нахождения площадей плоских фигур;

      находить пределы интегрирования;

      вычислять площади фигур.

    9. Рефлексия.

    Студентам раздаются листочки. Они должны оценить свою работу, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

    Оценить степень сложности урока.

    Вам было на уроке:

      легко;

      обычно;

      трудно.

      усвоил полностью, могу применить;

      усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

      усвоил частично;

      не усвоил.

    Просмотрев ответы, сделать вывод о подготовленности студентов к практической работе.

    Используемая литература:

      Валуцэ И.И., Дилигулин Г.Д. Математика для техникумов.

      Крамер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. Высшая математика для экономистов.

      Данко П.Е., Попов А.Г. Высшая математика, ч.1.

      Званич Л.И., Рязановский А.Р. М., Новая школа.

      Газета “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”.

    Приложение № 1

    Вычислите определённые интегралы и вы узнаете одно из высказываний французского математика С.Д.Пуассона.

    9

    Жизнь

    Тремя

    Двумя

    Вещами

    Занятием

    Математикой

    Арифметикой

    Преподаванием

    Её

    Украшается

    Забыванием

    Приложение № 2

    ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФОРМУЛЫ ПЛОЩАДЕЙ


    ______________________________________


    _

    __________________________________ ______

    ________________________________ ______

    ___________________________________

      Фигура симметричная относительно оси ординат или начала координат.


    Приложение № 3

    Используя определенный интеграл, запишите формулы для вычисления площадей фигур, заштрихованных на рисунке.


    _________________________________________


    __________________________________________


    ___________________________________________


    ___________________________________________


    ____________________________________________

    Приложение № 4

    Найти «внешнюю» причину, не позволяющую вычислить площадь фигуры.


    Рисунок 1


    Рисунок 2


    Рисунок 3


    Рисунок 4

    _____________________________

    Приложение № 5

    Самостоятельная работа

    Вариант 1


      Запишите с помощью интегралов площади фигур и вычислите их



    1. Нарисуйте фигуры, пл ощади которых равны следующим интегралам:

    Самостоятельная работа

    Вариант 2

      1. Установите, верны ли следующие утверждения:


      1. Запишите с помощью интегралов площади фигур и вычислите их



      1. Нарисуйте фигуры, площади которых равны следующим интегралам:

    Класс: 11

    Презентация к уроку

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока: вывести формулу для вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; сформировать навык вычисления площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла; повторить известные и сообщить новые сведения из истории интегрального исчисления; подготовка к экзамену; продолжить работу по развитию внимания, речи, логического мышления, аккуратности в записи; совершенствовать графическую культуру; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; повысить интерес к изучению математики;

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, разработанная в среде Power Point.

    Ход урока

    I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверка дополнительного домашнего задания (учитель показывает решение на заранее подготовленном рисунке, решение с обратной стороны доски):

    Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиками функций y = 1+ 3cos(x/2), x = -π/2, x = 3π/2, y = 0

    III. Актуализация опорных знаний.

    1. Устная работа (Слайды 3-4)

    1. Выразите с помощью интеграла площади фигур, изображенных на рисунках:
    2. Вычислите интегралы:

    2. Немного истории. (Слайды 5-9)

    Фрагмент компьютерного проекта учащихся на тему «Из истории интегрального исчисления».

    1 учащийся

    Интеграл – одно из важнейших понятий математики, возникшее в связи с потребностью, с одной стороны отыскивать функции по их производным, а с другой – измерять площади, объемы, длины дуг, работу сил за определенный промежуток времени и т. п.

    Само слово интеграл придумал Я. Бернулли (1690 г.). Оно происходит от латинского integero , переводится как приводить в прежнее состояние, восстанавливать.

    Другие известные вам термины, относящиеся к интегральному исчислению, появились значительно позднее. Употребляющееся сейчас название первообразная функция заменило более раннее «примитивная функция» , которое ввел Жозеф Луи Лагранж (1797 г.). Латинское слово primitivus переводится как «начальный».

    Возникновение задач интегрального исчисления связано с нахождением площадей и объемов. Ряд задач такого рода был решен математиками древней Греции. Первым известным методом для расчёта интегралов является метод исчерпания Евдокса (примерно 370 до н. э.), который пытался найти площади и объёмы, разрывая их на бесконечное множество частей, для которых площадь или объём уже известен. Этот метод был подхвачен и развит Архимедом, и использовался для расчёта площадей парабол и приближенного расчёта площади круга.

    Однако Архимед не выделил общего содержания интеграционных приемов и понятий об интеграле, а тем более не создал алгоритма интегрального исчисления.

    Труды Архимеда, впервые созданные в 1544 году, явились одним из важнейших отправных пунктов развития интегрального исчисления.

    2 учащийся

    Понятие интеграл непосредственно связано с интегральным исчислением – разделом математики, занимающимся изучением интегралов, их свойств и методов вычисления.

    Более близко и точно к понятию интеграл подошел Исаак Ньютон . Он первый построил дифференциаль­ное и интегральное исчисления и назвал его "Методом флюксий..." (1670-1671 гг., опубл. 1736 г.). Переменные величины Ньютон назвал флюентами (текущими величинами, от лат . fluo – теку). Скорости изменения флюент Ньютон – флюксиями , а необходимые для вычисления флюксий бесконечно малые изменения флюент – "моментами " (у Лейбница они назывались дифференциалами). Таким образом, Ньютон положил в основу понятия флюксий (производной) и флюенты (первообразной, или неопределённого интеграла).

    Это сразу позволило решать самые разнообразные, математические и физические, задачи.

    Одновременно с Ньютоном к аналогичным идеям пришёл другой выдающийся учёный – Готфрид Вильгельм Лейбниц .

    Размышляя над философ­скими и математическими вопросами, Лейб­ниц убедился, что самым надежным средством искать и находить истину в науке может стать математика. Знак интеграла (∫), был впервые использован Лейбницем в конце XVII века. Этот символ образовался из буквы S - сокращения слова лат. summa (сумма).

    Ньютон и Лейбниц разработали две трактовки понятия обычного определенного интеграла.

    Ньютон трактовал определенный интеграл как разность соответствующих значений первообразной функции:

    ,
    где F`(x)=f(x) .

    Для Лейбница определенный интеграл был суммой всех бесконечно малых дифференциалов.

    Формулу, которую открыли независимо друг от друга Ньютон и Лейбниц назвали формула Ньютона – Лейбница .

    Таким образом, понятие интеграл было связано с именами знаменитых ученых: Ньютон, Лейбниц, Бернулли, положивших основу современного математического анализа.

    IV. Объяснение нового материала.

    С помощью интеграла можно вычислять площади не только криволинейных трапеций, но и плоских фигур более сложного вида.

    Пусть фигура P ограничена прямыми х = a , x = b и графиками функций y = f (x ) и y = g (x ), причем на отрезке [a ;b ] выполняется неравенство g (x )f (x ).

    Для вычисления площади фигуры будем рассуждать следующим образом. Выполним параллельный перенос фигуры P на m единиц вверх так, чтобы фигура P оказалась расположенной в координатной плоскости выше оси абсцисс.

    Теперь она ограничена сверху и снизу графиками функций y = f (x )+m и

    y = g (x )+m , причем обе функции непрерывны и неотрицательны на отрезке [a ;b ].

    Полученную фигуру обозначим ABCD . Ее площадь можно найти как разность площадей фигур:

    S ABCD = S aDCb – S aABb = =
    =

    Таким образом, площадь фигуры S, ограниченной прямыми х = a , x = b и графиками функций y = f (x ) и y = g (x ), непрерывных на отрезке [a ;b ] и таких, что для всех х из отрезка [a ;b ] выполняется неравенство g (x )f (x ), вычисляется по формуле

    Пример. (Слайд 11) Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями y = x , y = 5 – x , x = 1, x = 2.

    Подберите из данных формул для вычисления площади фигуры ту, которая подходит к одному из шести чертежей. (Слайд 14)

    Задание 3. (Слайд 15) Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции y = 0,5х 2 + 2, касательной к этому графику в точке с абсциссой х = -2 и прямой х = 0.

    1. Составим уравнение касательной к графику функции y = 0,5х 2 + 2 в точке с абсциссой х = -2:

    y = f (x 0 ) + f "(x 0 )(x – x 0 )
    f (-2) = 0,5∙(-2) 2 + 2 = 4
    f "(x ) = (0,5х 2 + 2)"= x
    f "(-2) = -2
    y = 4 – 2(x + 2)
    y = -2x

    2. Построим графики функций.

    3. Найдем площадь фигуры АВС .

    VI. Подведение итогов.

    • формула для вычисления площадей плоских фигур;
    • запись формул площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла;
    • повторение уравнения касательной к графику функции и решения уравнения с модулем;
    • выставление оценок учащимся.

    VII. Домашнее задание.

    1. п. 4 стр. 228-230;
    2. №1025(в, г), №1037(в, г), №1038(в, г)

    учебник: А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10–11»

    Вычисление площади фигуры – это, пожалуй, одна из наиболее сложных задач теории площадей. В школьной геометрии учат находить площади основных геометрических фигур таких как, например, треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, круг и т.п. Однако зачастую приходится сталкиваться с вычислением площадей более сложных фигур. Именно при решении таких задач очень удобно использовать интегральное исчисление.

    Определение.

    Криволинейной трапецией называют некоторую фигуру G, ограниченную линиями y = f(x), у = 0, х = а и х = b, причем функция f(x) непрерывна на отрезке [а; b] и не меняет на нем свой знак (рис. 1). Площадь криволинейной трапеции можно обозначить S(G).

    Определенный интеграл ʃ а b f(x)dx для функции f(x), являющийся непрерывной и неотрицательной на отрезке [а; b], и есть площадь соответствующей криволинейной трапеции.

    То есть, чтобы найти площадь фигуры G, ограниченной линиями y = f(x), у = 0, х = а и х = b, необходимо вычислить определенный интеграл ʃ а b f(x)dx.

    Таким образом, S(G) = ʃ а b f(x)dx.

    В случае, если функция y = f(x) не положительна на [а; b], то площадь криволинейной трапеции может быть найдена по формуле S(G) = -ʃ а b f(x)dx.

    Пример 1.

    Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = х 3 ; у = 1; х = 2.

    Решение.

    Заданные линии образуют фигуру АВС, которая показана штриховкой на рис. 2.

    Искомая площадь равна разности между площадями криволинейной трапеции DACE и квадрата DABE.

    Используя формулу S = ʃ а b f(x)dx = S(b) – S(a), найдем пределы интегрирования. Для этого решим систему двух уравнений:

    {у = х 3 ,
    {у = 1.

    Таким образом, имеем х 1 = 1 – нижний предел и х = 2 – верхний предел.

    Итак, S = S DACE – S DABE = ʃ 1 2 x 3 dx – 1 = x 4 /4| 1 2 – 1 = (16 – 1)/4 – 1 = 11/4 (кв. ед.).

    Ответ: 11/4 кв. ед.

    Пример 2.

    Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = √х; у = 2; х = 9.

    Решение.

    Заданные линии образуют фигуру АВС, которая ограничена сверху графиком функции

    у = √х, а снизу графиком функции у = 2. Полученная фигура показана штриховкой на рис. 3.

    Искомая площадь равна S = ʃ а b (√x – 2). Найдем пределы интегрирования: b = 9, для нахождения а, решим систему двух уравнений:

    {у = √х,
    {у = 2.

    Таким образом, имеем, что х = 4 = а – это нижний предел.

    Итак, S = ∫ 4 9 (√x – 2)dx = ∫ 4 9 √x dx –∫ 4 9 2dx = 2/3 x√х| 4 9 – 2х| 4 9 = (18 – 16/3) – (18 – 8) = 2 2/3 (кв. ед.).

    Ответ: S = 2 2/3 кв. ед.

    Пример 3.

    Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = х 3 – 4х; у = 0; х ≥ 0.

    Решение.

    Построим график функции у = х 3 – 4х при х ≥ 0. Для этого найдем производную у’:

    y’ = 3x 2 – 4, y’ = 0 при х = ±2/√3 ≈ 1,1 – критические точки.

    Если изобразить критические точки на числовой оси и расставить знаки производной, то получим, что функция убывает от нуля до 2/√3 и возрастает от 2/√3 до плюс бесконечности. Тогда х = 2/√3 – точка минимума, минимальное значение функции у min = -16/(3√3) ≈ -3.

    Определим точки пересечения графика с осями координат:

    если х = 0, то у = 0, а значит, А(0; 0) – точка пересечения с осью Оу;

    если у = 0, то х 3 – 4х = 0 или х(х 2 – 4) = 0, или х(х – 2)(х + 2) = 0, откуда х 1 = 0, х 2 = 2, х 3 = -2 (не подходит, т.к. х ≥ 0).

    Точки А(0; 0) и В(2; 0) – точки пересечения графика с осью Ох.

    Заданные линии образуют фигуру ОАВ, которая показана штриховкой на рис. 4.

    Так как функция у = х 3 – 4х принимает на (0; 2) отрицательное значение, то

    S = |ʃ 0 2 (x 3 – 4x)dx|.

    Имеем: ʃ 0 2 (x 3 – 4х)dx =(x 4 /4 – 4х 2 /2)| 0 2 = -4, откуда S = 4 кв. ед.

    Ответ: S = 4 кв. ед.

    Пример 4.

    Найти площадь фигуры, ограниченной параболой у = 2х 2 – 2х + 1, прямыми х = 0, у = 0 и касательной к данной параболе в точке с абсциссой х 0 = 2.

    Решение.

    Сначала составим уравнение касательной к параболе у = 2х 2 – 2х + 1 в точке с абсциссой х₀ = 2.

    Так как производная y’ = 4x – 2, то при х 0 = 2 получим k = y’(2) = 6.

    Найдем ординату точки касания: у 0 = 2 · 2 2 – 2 · 2 + 1 = 5.

    Следовательно, уравнение касательной имеет вид: у – 5 = 6(х – 2) или у = 6х – 7.

    Построим фигуру, ограниченную линиями:

    у = 2х 2 – 2х + 1, у = 0, х = 0, у = 6х – 7.

    Г у = 2х 2 – 2х + 1 – парабола. Точки пересечения с осями координат: А(0; 1) – с осью Оу; с осью Ох – нет точек пересечения, т.к. уравнение 2х 2 – 2х + 1 = 0 не имеет решений (D < 0). Найдем вершину параболы:

    x b = 2/4 = 1/2;

    y b = 1/2, то есть вершина параболы точка В имеет координаты В(1/2; 1/2).

    Итак, фигура, площадь которой требуется определить, показана штриховкой на рис. 5.

    Имеем: S О A В D = S OABC – S ADBC .

    Найдем координаты точки D из условия:

    6х – 7 = 0, т.е. х = 7/6, значит DC = 2 – 7/6 = 5/6.

    Площадь треугольника DBC найдем по формуле S ADBC = 1/2 · DC · BC. Таким образом,

    S ADBC = 1/2 · 5/6 · 5 = 25/12 кв. ед.

    S OABC = ʃ 0 2 (2x 2 – 2х + 1)dx = (2x 3 /3 – 2х 2 /2 + х)| 0 2 = 10/3 (кв. ед.).

    Окончательно получим: S О A В D = S OABC – S ADBC = 10/3 – 25/12 = 5/4 = 1 1/4 (кв. ед).

    Ответ: S = 1 1/4 кв. ед.

    Мы разобрали примеры нахождения площадей фигур, ограниченных заданными линиями . Для успешного решения подобных задач нужно уметь строить на плоскости линии и графики функций, находить точки пересечения линий, применять формулу для нахождения площади, что подразумевает наличие умений и навыков вычисления определенных интегралов.

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.